МНС как инициатор диалога: встреча с аудиторами

Не часто (если не сказать более) представители аудиторского сообщества удостаиваются чести быть приглашенным на обсуждение актуальных вопросов применения законодательства в уважаемые ведомства экономического блока.

В этой связи инициатива Министерства по налогам и сборам о проведении совещания (пусть это так звучало официально) с аудиторскими компаниями, безусловно, неординарна и значима.

Оценка налогового законодательства, проблематика рейтинга Всемирного банка, предложения по совершенствованию налоговых правил – достаточно актуальные темы, предложенные МНС для обсуждения.

Совещание, проведенное в МНС 15 марта, показало: точки соприкосновения есть, желание к сотрудничеству – также.

Что, по нашему мнению, важно с учетом состоявшегося обсуждения.
Сам по себе рейтинг – это лишь «оболочка». Важна суть – бизнес-климат, прозрачность и понятность законодательства, в данном случае – налогового.

В этой связи позволим на страницах уважаемого издания выразить следующее мнение.

Рейтинг Всемирного банка (ВБ) – может быть, и важен, но лишь отчасти. Мы неоднократно с определенным скепсисом высказывались в отношении любых рейтингов.

В данном случае оценка ВБ зиждется не на качестве налогообложения (то есть – его порядка, методологии, механизмов и сложности расчетов), а, в принципе, на количестве «телодвижений». Некая горшечная компания – как символ предпринимательства – считает минуты, часы, возможно – дни, для уплаты налогов.

Как выяснилось, в это время входят нередко входят и размышления бухгалтера о правильности учета (как бухгалтерского, так и налогового). То бишь, тот самый рейтинг – это не только объективный, но и субъективный количественный параметр действий некого бухгалтера.

Кроме того, позволим себе обратить внимание: в условиях, по нашему мнению, уже не экономического кризиса, а кризиса экономических идей и концепций происходит все что угодно: в том же Евросоюзе налоги вводятся и отменяются, льготы расширяются и суживаются. Объективно - все призрачно.

Поэтому, на наш взгляд, конечно проще всего измерять то же налоговое законодательство, например, частотой контактов с налоговой инспекцией. Но так ли это важно? Главное - не в эфемерных цифрах ВБ (либо иного института). А что с качеством законодательства? На этот вопрос, как представляется, функционеры из ВБ ответа не дают.

Однако даже без этих оценок общее мнение представителей МНС и аудиторского сообщества – те количественные показатели, которые взяты за основу в оценке ВБ – не справедливы и не объективны.
На наш взгляд, изменения в налоговом законодательстве 2012 года (не углубляясь в нюансы) содержат в себе определенную противоречивую тенденцию:дальнейшую оптимизацию методологии НДС и усложнение исчисления налога на прибыль.

Достаточно прочесть (а тем более – внимательно изучить) дополнения и изменения в главы 12 и 14 Налогового кодекса.

Исключение излишних объектов из сферы действия НДС, «шлифовка» методологии исчисления - с одной стороны, и премудрости определения амортизационной премии, переноса убытков на будущее, трансферного ценообразования – для налога на прибыль, с другой стороны.

Готовы спорить, но все эти нововведения по налогу на прибыль - это старомодные «штучки», весьма спорные и запоздалые. То, что такие правила применяются в странах-партнерах по Таможенному союзу, по нашему мнению, не исчерпывающий аргумент. (Там еще многое применяется, отличное от нашего законодательства. Например, Налоговый кодекс Российской Федерации содержит перечень затрат для целей налогообложения. Хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный.

Или взять «доказательную базу» для применения нулевой ставки НДС при экспорте, реально (а не по написанному) действующий механизм возврата НДС в России, Казахстане, и в Беларуси?)

Представляется, что указанные новации в исчислении налога на прибыль – это модное «ретро». И это ставит ряд вопросов:

насколько это необходимо, кому от этого проще – Минфину или налогоплательщику? Данные новации необходимы для проформы или по сути? Есть ли или предполагается какой-либо эффект или это «ритуальные» изменения (не будем хуже других)?

Уважаемые коллеги из органов госуправления: готовы обсуждать, спорить, находить прикладные, а не «стандартно-правильные» решения.
Тревожная тенденция (опять-таки – для налогоплательщика) – дальнейшая разобщенность бухгалтерского и налогового учета.

Не в качестве комплимента МНС, скорее – как констатация факта: позиция центрального налогового ведомства, при всех оговорках, наиболее внятна, понятна и открыта для субъектов хозяйствования.

Вместе с тем, к сожалению, увлеченность «играми в МСФО», манипулирование проводками, озабоченность «высокими стандартами» привело бухгалтерский учет в некое подвешенное состояние между наукой и реальными экономическими отношениями.

Почитайте, к примеру, Инструкцию по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утвержденную постановлением Минфина от 30.10.2011 № 113, которая вводит массу новых внесистемных определений:

текущий налог на прибыль - сумма налога на прибыль, определяемая исходя из налогооблагаемой прибыли за текущий отчетный период в соответствии с законодательством;

расход (доход) по налогу на прибыль - сумма налога на прибыль, определяемая исходя из учетной прибыли (убытка);

учетная прибыль (убыток) - разница между доходами и расходами, определяемыми в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности;

постоянные разницы - суммы доходов и расходов, формирующие учетную прибыль (убыток) текущего отчетного периода и исключаемые из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в текущем и будущих отчетных периодах либо включаемые в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль текущего отчетного периода и не формирующие учетную прибыль (убыток) текущего и будущих отчетных периодов;

постоянное налоговое обязательство - это обязательство, равное сумме налога на прибыль, начисляемого в соответствии с налоговым законодательством, но не возникающего по данным бухгалтерского учета и приводящего к увеличению суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в текущем отчетном периоде;

постоянный налоговый актив - это актив, равный сумме налога на прибыль, возникающего по данным бухгалтерского учета, но не начисляемого в соответствии с налоговым законодательством и приводящего к уменьшению суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в текущем отчетном периоде;

временные разницы - суммы доходов и расходов, формирующие учетную прибыль (убыток) в текущем отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в будущих отчетных периодах либо формирующие налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде, а учетную прибыль (убыток) - в будущих отчетных периодах;

отложенный налог на прибыль - сумма налога на прибыль, подлежащая уплате либо возмещаемая в будущих отчетных периодах в связи с наличием отклонений налогооблагаемой прибыли (убытка) от учетной прибыли (убытка);

отложенное налоговое обязательство - это обязательство, равное сумме налога на прибыль, относящегося к учетной прибыли текущего отчетного периода, но подлежащего уплате в будущих отчетных периодах в связи с образованием в текущем отчетном периоде налогооблагаемых временных разниц;

отложенный налоговый актив - это актив, равный сумме налога на прибыль, уплаченного в текущем отчетном периоде, но относящегося к учетной прибыли будущих отчетных периодов в связи с образованием в текущем отчетном периоде вычитаемых временных разниц.

Вам все предельно понятно? Тогда – Вы достойны глубокого уважения!

Кстати, эта тенденция (сейчас модно говорить – тренд) присутствует и в законодательстве об аудите. Достаточно ознакомиться, например, с Правилами аудиторской деятельности «Аудиторские процедуры, выполняемые в соответствии с оцененными рисками»: «калька» с оригинального материала, наукообразность и наличие многозначительных фраз. Конкретика - отсутствует.

Резюме.

Хотелось бы, чтобы инициатива МНС не осталась единичным случаем: полезно и правильно обмениваться мнениями и слышать друг друга. Встреча в МНС позволяет надеяться на дальнейший открытый диалог.